Словарь антиквара и коллекционера

Сегодня мы расшифруем некоторые понятия, встречающиеся, главным образом, 
в каталогах аукционов.

Словарь антиквара и коллекционера

Cтарые мастера – это понятие обычно относят к мастерам, работавшим в эпоху Возрождения (примерно XIV-XVI века), но на международных торгах в аукционы искусства старых мастеров включают и тех, кто жил и творил в XVII-XVIII веках. Как значится на сайте Сотбис – от Джотто до Гойи, т.е. примерно с начала XIV века до 1800 года.

Modern and contemporary art – эти два английских слова, встречающиеся в названиях западных аукционов, оба переводятся как «современное». Но под словом «modern» подразумевается искусство начала ХХ века, а под «contemporary» – то, что происходит в искусстве в последние десятилетия.

Нумизматика – раздел антиквариата, посвященный монетам.

Фалеристика – коллекционирования орденов, медалей, знаков отличия.

Милитария – предметы, связанные с военной историей.

Филокартия – коллекционирование почтовых карточек, открыток.

аукционист – человек, который ведет торги.

заочный бид – услуга, которую предоставляют большинство российских и зарубежных аукционных домов покупателям, которые не могут (или не хотят) присутствовать на аукционе лично. Покупатель указывает организаторам аукциона заинтересовавший его лот и максимальную цену, которую он готов за него заплатить. Торги от его имени ведет аукционист.

провенанс – (франц., provenance – «происхождение, источник») – история бытования предмета или картины, его происхождение и перемещения после того, как он покинул мастерскую художника.

топ-лот – (англ., top – «верх, высшая ступень») – наиболее значимый по художественным качествам и/или самый дорогой предмет на аукционе.

эстимейт – (англ. estimate – «оценка, определение стоимости») – ориентировочная цена, точнее, ценовой диапазон, в пределах которого аукционный дом рассчитывает продать данный лот.

Карат – единица массы, с древнейших времен используемая в торговле драгоценными камнями и в ювелирном деле. Слово происходит от греческого названия широко распространенного в Средиземноморье рожкового дерева (кератион), семена которого практически одинаковы по весу и в древности служили «гирьками» при взвешивании драгоценных камней. Примерная масса каждого семени и точный вес современного карата – 200 мг.

Бриллиант – строго говоря, это алмаз, ограненный по форме полной бриллиантовой огранки – 58 граней.

Кабошон – особая форма огранки – выпуклая, округлая, без граней.

Зернь - мелкие золотые или серебряные шарики, которые, создавая определенный узор, напаиваются на ювелирные изделия.

Скань – создание на ювелирном изделии узора из тонкой крученой проволоки на фоне или без него, по виду напоминающего плетеное кружево.

Гемма – резной камень с рельефным изображением. Выпуклое изображение называется камея, углубленное – инталия.

Кракелюр – трещины красочного слоя в произведениях живописи, а также на фарфоре и эмали. Главные причины повреждений такого рода – резкие перепады температур и влажности, а также механические повреждения

Сангина – материал для рисования в виде палочки-карандаша без оправы. Раньше пользовались натуральным минералом, так называемым красным мелом. Сейчас ее изготавливают из каолина и оксидов железа. Красивый, от красноватого до темно-коричневого и фиолетового, теплый цвет и мягкая красочная линия делает сангину популярной графической техникой, особенно при изображении обнаженной натуры.

Пастель – живописно-графическая техника, а также материал для нее в виде коротких разноцветных палочек из сухого красочного порошка. Пастелью пишут и рисуют по шероховатой поверхности бумаги, картона, по грунтованному холсту, пергаменту и т.д. Для  нее характерны бархатисто-матовая поверхность красочного слоя, звучный и чистый цвет, мягкость красок. Однако, техника эта – одна из самых хрупких, при прикосновении, сотрясении краска осыпается, и даже стекло не должно плотно прилегать к пастели, иначе частички красочного слоя электризуются и остаются на стекле. Один из известных мастеров пастели – Эдгар Дега.

Cтарые мастера – это понятие обычно относят к мастерам, работавшим в эпоху Возрождения (примерно XIV-XVI века), но на международных торгах в аукционы искусства старых мастеров включают и тех, кто жил и творил в XVII-XVIII веках. Как значится на сайте Сотбис – от Джотто до Гойи, т.е. примерно с начала XIV века до 1800 года.

Modern and contemporary art – эти два английских слова, встречающиеся в названиях западных аукционов, оба переводятся как «современное». Но под словом «modern» подразумевается искусство начала ХХ века, а под «contemporary» – то, что происходит в искусстве в последние десятилетия.

«Парижская школа» - термин, принятый для обозначения художников-иностранцев, живших и творивших в Париже в первой трети XX века. Испанцы Пабло Пикассо и Хуан Грис, итальянец Амедео Модильяни, швейцарец Альберто Джакометти, румын Константин Бранкузи, поляк Моис Кислинг, русские Хаим Сутин, Марк Шагал, Александр Архипенко – все они работали в разных стилях, и даже не всегда были знакомы друг с другом. Объединил их вольный воздух города, ставшего Меккой художественной жизни начала нового столетия.

Ар нуво – в переводе с французского «новое искусство». В России известен как модерн, в Германии – как югендстиль, в Австрии – как сецессион, в Италии – как либерти. Стиль в искусстве конца XIX – начала ХХ века, идейно-философской почвой которого стал неоромантизм, а художественной основой – природные растительные мотивы, текучие формы, плавные линии, ассиметричные узоры. Образец русского модерна в архитектуре – особняк Рябушинского на Малой Никитской, построенный Федором Шехтелем, в живописи – творчество Михаила Врубеля.

Ар деко – сокращенное от французского art decorative – первые слова в названии Международной выставки декоративного искусства и промышленности, проходившей в 1925 году в Париже, которая стала отправным пунктом для распространения и развития стиля. Стиль охватил 2-ю четверть ХХ века, сменив собой ар нуво, и отчасти был реакцией на него. Более массивные формы, геометричные узоры, а также дорогие роскошные материалы – экзотические породы дерева и прочее были характерны для ар деко. Вдохновение мастера черпали во вновь открытых памятниках египетского искусства с одной стороны, и проявлениях технического прогресса – с другой. Образцы стиля – Крайслер-билдинг в Нью-Йорке, работы в стекле Rene Lalique.

Буль – стиль дворцовой мебели, названный по фамилии краснодеревщика Андре Шарля Буля, состоявшего во второй половине XVII века придворным мастером французского короля людовика XIV. Отличительная черта мебели «буль» – роскошный орнамент, составленный из латуни или меди и панциря черепахи. Иногда, ради экономии материала, мастера складывали вместе латунную и черепашью пластины и вырезали орнамент сразу из двух. Парные предметы, инкрустированные этими пластинами были симметричны, но не одинаковы – узор, который на одной был латунным, на другой - из черепахи. Мода на мебель «буль» вернулась в XIX веке, но тогда дорогой панцирь черепахи часто заменяли имитирующей его мастикой.

Чиппендейл – стиль мебели, возникший в Англии в середине XVIII века и названный по фамилии ведущего мастера того времени Томаса Чиппендейла. Мебель в этом стиле выполнялась из красного дерева Для нее характерны удобство конструкции, рациональность форм в сочетании с изяществом линий и прихотливостью орнамента, использующего мотивы готики и рококо.

All Antik - Антиквариат со всего мира © 2024