Мир антиквариата

Мир антиквариата богат и разнообразен.

Это факт неоспоримый. И потеряться в нем, запутаться-заблудиться в обилии галерей, аукционных домов, выставок-ярмарок и прочее, и прочее, – проще простого.

 

Вот и давайте поговорим сегодня о тех, кто продает нам, любителям искусства и коллекционерам, столь милые нашему сердцу антикварные вещицы.

 

Говоря о русском рынке антиквариата или зарубежном, нельзя не признать, что перипетии отечественной истории во многом навредили и этой "индустрии". Навредили во всех отношениях – уничтожены коллекции, распроданы раритеты, почти задушили торговлю антиквариатом.

Ну как конкурировать нашим галереям антиквариата, самым старым из которых сейчас лет 10-15, с респектабельными французами, ведущими семейный бизнес уже более 200 лет?

 

И тем не менее, бурное развитие рынка в последнее десятилетие уже привело к тому, что на общемировой художественной арене, мы постепенно занимаем определенную нишу, пока, правда, больше в силу высокой покупательской способности.

Пытаться сосчитать антикварные галереи Москвы и Петербурга – занятие неблагодарное.

В одном только Антикварном салоне (а это для них главный «смотр») участников более 200, а ведь у организаторов существует еще так называемый «лист ожидания», в котором томятся те, кто в благословенные стены ЦДХ пока что не попал, но очень хочет.

Большая часть галерей – и это одна из специфически российских черт – не имеют четкой специализации, и занимаются всем: живописью разных периодов, немного фарфором, немного мебелью, словом, чем богаты, тем и рады.

С другой стороны, взыскательный клиент, не тратя время на поездки по городу, найдет здесь практически все, что душе угодно.

Но есть и другая категория салонов – они выбрали для себя какую-то определенную область интересов, эксперты салона разобрались в ней досконально и только ею на протяжении многих лет и занимаются.

 

  • Так, в Москве прекрасной коллекцией живописи старых мастеров и мебели того же времени обладает галерея с названием «Старые мастера».
  • Высокого уровня мебель, да еще и в старом особняке предлагает галерея «Три Века».
  • Усадебную культуру как особый мир представляет «Русская усадьба».
  • Русским авангардом начала ХХ века занимается галерея «Элизиум».
  • Художников русского зарубежья, некогда покинувших неспокойную родину, и в силу этого более известных на Западе, чем у нас, пытаются вернуть в наш художественный оборот галереи «Акварель», «Наши художники», «Улей».
  • Искусством Востока занимаются галереи «Шон» и Кирилла Данелии.
  • Античную керамику, коптские ткани и африканские маски продает с недавних пор «Архайос».

Надеемся, не названные нами галереи на нас не обидятся, так как одно только их перечисление может занять не одну страницу.

Мы же стараемся расставить лишь некоторые акценты, не претендуя на абсолютную полноту. В последнее время популярным стало организовывать антикварные центры, где ряд галерей представлен под одной крышей, что, безусловно, удобно для покупателя.

Так существуют центр на Пушечной, антикварные ряды «Николай», «Артефакт» на Пречистенке, Новые галереи ЦДХ. Последние, кстати, пока что состоят из 13 галерей разной специализации, но планируют разрастись до 40 участников.

Что же касается российских аукционных домов, то, строго говоря, в нашей стране он только один – «Гелос», существующий с 1988 года. Это единственная структура на нашем рынке, представляющая все направления антиквариата, а также проводящая регулярные аукционы различного уровня – еженедельные с довольно скромным набором предметов, но зато весьма демократичными ценами, и так называемые «аукционы месяца» и «аукционы года» с более качественно подобранными коллекциями и отдельными разделами предметов различных типов.

Помимо «Гелоса» аукционы проводят в Москве различные галереи в тех специфических областях, которые именно им близки.

Так, нумизматические торги регулярно устраивает фирма «Монеты и медали», классическую живопись XVIII-XIX веков предлагает несколько раз в год галерея «Магнум Арс», тематические аукционы живописи русской и советской, предметов военной истории, искусства Древнего мира проводит недавно занявшаяся аукционной деятельностью галерея «Кабинетъ», гравюры продает «Альбион-галерея», искусство ХХ века – галереи Леонида Шишкина и Совком.

Кстати, эти последние практикуют такую забавную вещь, как аукционы «без резервной цены». Суть этого явления в том, что обычно торги начинаются с несколько заниженной по сравнению с реальной ценой цифры, и если в процессе торгов лот не достигает резервной цены – минимума, по которому он может быть продан, – лот снимается с торгов и считается не проданным. А на аукционах без резервной цены картина продается ровно за столько, сколько готов заплатить за нее покупатель.

Еще одно специфическое явление – антикварные выставки-ярмарки. Количество таких мероприятий в мире огромно, и иногда в одной стране и даже в одном городе могут проходить сразу несколько выставок.

У нас же вот уже 10 лет эту сферу монополизировала компания «Экспо-парк», проводящая дважды в год Российские антикварные салоны в Центральном доме художника, которые прочно заняли свою нишу и в антикварной, и в светской жизни столицы.

Начиналось все в ноябре 1996 года, когда одновременно с выставкой Арт-Москва на втором этаже ЦДХ выставили свои коллекции 18 московских антикварных галерей.

Сейчас количество участников перевалило за 200, и огромное здание ЦДХ с трудом вмещает всех желающих выставить и увидеть предметы старины.

В последние годы у этих салонов появились «младшие братья» - Рождественская ярмарка антиквариата, выставка-ярмарка Полвека советского искусства и Книжная антикварная ярмарка, названия которых говорят сами за себя.

Единственный конкурент Салонов в ЦДХ – Международный салон изящных искусств, который вот уже дважды проводился в недавно отреставрированном Манеже.

Но там первую скрипку играют галереи зарубежные. Туда можно прийти как в музей – на стендах есть и Шагал, и Моне, и Рубенс, и Дали. Там стоит набираться опыта – не только уровень самих произведений, но и подход к составлению коллекции и оформлению экспозиции совершенно иной. Там можно увидеть коллекции лучших французских, британских, американских галерей, и поговорить с галеристами, которые весьма открыты для общения, и некоторые из них даже подумывают об открытии своих представительств в Москве.

 

Что же касается западного рынка антиквариата, то он в несколько раз (если не десятков раз) обширнее русского, а потому мы расставим лишь несколько акцентов.

 

Главные имена в аукционном бизнесе – это, разумеется, Сотбис и Кристис.

Конкуренция, а также спор, кто из них старше и мудрее, является краеугольным камнем их отношений уже не одну сотню лет.

Но это за кулисами, а прилюдно – чисто британская вежливость и невозмутимость. К тому же за две с лишним сотни лет они научились договариваться – основные торги какого-либо департамента (будь то живопись старых мастеров, искусство импрессионистов или русское искусство) никогда не назначаются на один день, но всегда соседствуют, что крайне удобно для коллекционеров.

На самом деле старше все-таки Сотбис – он основан в 1744 году, тогда как Кристис – в 1766, но сейчас эти 22 года разницы выглядят смешно.

Третий старейший дом – Бонэмс (основан в 1793 году), расположен там же, в Лондоне, неподалеку от Сотбис на Нью-Бонд стрит.

Вся эта тройка, умеющая держать «нос по ветру», успешно торгует русским искусством и вместе с совсем молодым домом МакДугаллс проводит в Лондоне дважды в год (в ноябре и мае) так называемую «русскую неделю» – серию специализированных торгов русским искусством, на которых волею российских олигархов ставятся все новые и новые мировые рекорды.

Из прочих мировых аукционных домов, чей размах, разумеется, далек от Сотбис и Кристис, стоит назвать австрийский дом Доротеум, шведские – Буковскис в Стокгольме и аукционный дом города Уппсала, опережающий последний год столичного конкурента по объему продаж, дом Хагельштам в Хельсинки и Мейснер-Ньюмен в Праге. Основную часть торгов этих аукционных домов составляет  искусство их же стран, но в последние годы «русская лихорадка» проникла и сюда, так что за Фаберже и Шишкиным можно ехать не только в Лондон.

 

Что же касается антикварных выставок, то лидируют здесь Парижская биеннале антикваров и выставка-ярмарка антиквариата TEFAF в Маастрихте (Нидерланды).

Биеннале антикваров проводится в соответствии с названием раз в два года, чередуясь с Салоном коллекционеров.

Главным событием выставки стал долгожданный переезд в открывшийся после 14-летней реконструкции Гран-Пале. Подземные залы Карусель-дю-Лувр всегда казались антикварам недостаточно роскошными и представительными. Теперь же они снова встречаются в просторных залах под стеклянным куполом дворца, построенного специально для Всемирной парижской выставки 1900 года.

Первая Биеннале антикваров состоялась здесь в 1962 году. Но когда в ноябре 1993 года от крыши здания отвалилась часть карниза, дворец срочно закрыли на реконструкцию.

Бюджет биеннале составил ни много, ни мало 35 млн. евро, из которых 4 ушло на одну только декорацию. На площади 4000 кв. метров разместились более ста галерей, по большей части французских, хотя приезжают сюда и антиквары из Великобритании, Германии, Италии и США. По традиции Биеннале показывает старое искусство до XVIII-XIX веков (ХХ век здесь не жалуют), причем декоративно-прикладное искусство преобладает.

К выставке ее участники начинают готовиться чуть ли не за год, и для них это самый серьезный смотр. Говорят, именно поэтому многие галереи не приехали в мае на московскую ярмарку в Манеже – они уже готовились к сентябрьской Биеннале.

Ярмарка в Маастрихте (проводится она в марте) – крупнейший из антикварных салонов мира. Здесь показывают прекрасную, высочайшего уровня, живопись. Салон всегда славился большим количеством работ «старых мастеров», а также богатым разделом ювелирного искусства. Однако, на последней выставке было отмечено увеличение количества работ современных художников – выставка живет своей жизнью, следуя за модой и вкусами современных коллекционеров.

 

All Antik - Антиквариат со всего мира © 2024