Новости антикварного мира

В начале апреля 2007 года Москву посетил президент Французского национального общества экспертов Жан Габриэль Пейе. Он рассказал о том, как функционирует институт экспертизы во Франции. Основанное в 1971 году Французское национальное общество экспертов (куда входят в основном столичные специалисты) сейчас является одной из самых авторитетных экспертных организаций в Европе. Среди его членов специалисты в самых разных областях антиквариата – от живописи до букинистики. Идея объединения экспертов родилась в тот момент, когда стало ясно, что государственное регулирование рынка работает не слишком хорошо. За время существования сообщества оформились требования, которым эксперт должен соответствовать для того, чтобы быть принятым в его ряды. Первое и самое главное – он должен иметь не менее 10 лет практического опыта работы в той области антиквариата, в которой он специализируется. Второе – претендент обязательно должен быть владельцем галереи. По мнению французов, 10 лет успешной работы галереи на рынке дает некоторый залог знаний и умений. Перед вступлением в экспертную организацию каждый претендент проходит экзамен, который принимают несколько признанных экспертов. Обычно перед сдающим такой экзамен ставят ряд предметов, половина из которых разного качества подделки, и он должен отличить их от подлинников. Следующий этап проверки – составление описания предметов, в которое входит указание ряда аналогий, исторический контекст, и самое главное – реальная цена, за которую этот предмет может быть продан на рынке. Кроме того, обязательным условием вступления в любое из существующих во Франции экспертных сообществ является страхование гражданской ответственности эксперта. Страховые компании делят экспертов на группы в зависимости от уровня цен на предметы, которыми они занимаются, и в случае ошибки возмещают все убытки в пределах оговоренной суммы. Однако, во Франции подобные случаи крайне редки. Подходит ли французский путь для русского рынка, сказать сложно. Однако, цивилизованный опыт всегда интересен, как интересна и еще одна деталь разговора господина Пейе с российскими антикварами и прессой: когда его спросили, сколько во Франции специалистов в области фарфора, все ждали цифры в несколько десятков, а то и сотен. Но уважаемый эксперт, задумавшись, сказал – в Париже, наверное, человек 5-6. Как? Так мало? – удивились присутствовавшие. Но Пейе пояснил свою мысль – специалистами в области фарфора он считает лишь тех антикваров, которые торгуют только фарфором и ничем другим. А те, кто продает и мебель, и живопись, и ювелирные изделия – словом, все понемногу – какие же они специалисты? Есть о чем задуматься – если мерить этой меркой, то сколько же у нас вообще специалистов в какой-либо области арт-рынка? Остается уповать на молодость нашего рынка, у которого все еще впереди...

Весна богата крупными ярмарками старого и современного искусства в Москве и мире. Главная из них – конечно, в Маастрихте (Нидерланды), прошедшая в первой половине марта. Когда-то она начиналась как небольшой съезд местных дилеров, предлагавших на продажу местное же, голландско-фламандское искусство – одно из самых прибыльных направлений арт-рынка, называемое живописью старых мастеров. Но постепенно круг участников расширялся, так же как и круг выставляемых предметов, и сегодня это одна из лучших (если не самая лучшая) выставка-ярмарка, ориентированная в основном на живопись, в то время как Парижская биеннале антикваров делает акцент на декоративно-прикладном искусстве. Впрочем, строгих рамок временных и жанровых ни в Париже, ни в Маастрихте нет, как нет и жестких временных ограничений – и современное искусство под недовольный ропот антикваров занимает все больше места в этих экспозициях. Единственный по настоящему жесткий критерий, предъявляемый к экспонатам – это их аутентичность. Накануне открытия 24 экспертные комиссии, включающие 142 специалистов во всех направлениях искусства, представленных на ярмарке, отсматривают экспонаты, удаляя все, что может показаться им сомнительным. В этом году среди шедевров Маастрихта эксперты называли великолепный пейзаж Якоба ван Рейсдаля (стенд лондонского дилера Джонни Ван Хефтена), неопубликованную «Мадонну с младенцем» Лукаса Кранаха Старшего (венская галерея Сан Лукас), а среди более поздней живописи – замечательную картину Эгона Шиле «Триерская гавань» 1907 года (галерея French & Co из Нью-Йорка).

На отечественном рынке главным смотром антиквариата по-прежнему остается Российский антикварный салон, который в конце апреля прошел в Центральном доме художника уже в 22-й раз. Экспозиция, как обычно, разделилась на более элитный второй этаж, и приближенный к «барахолке» (за исключением нескольких стендов) – третий. Ряд ведущих московских и питерских галерей отказались от участия в Салоне, но зато появились и новые экспоненты. Одним из них стала совсем недавно открывшаяся в Москве галерея «Школа», представляющая на нашем рынке высокого уровня западное искусство конца XIX – первой трети ХХ века – Пабло Пикассо, Клод Моне, Камиль Писсарро и ряд других не менее значимых (и дорогих) имен. Вообще нынешний Салон ярко выявил новую тенденцию – интерес российского рынка к западному искусству. Вероятно, настоящие шедевры русских художников постепенно осели в коллекциях, рынок «вымывается», цены на то, что еще есть, растут не по дням, а по часам, скандалы с подделками и кризис экспертизы подливают масла в огонь, а российские коллекционеры все чаще обращаются к области искусства, традиционно любимой и обывателями, и специалистами – к импрессионистам и представителям художественных течений первой половины ХХ века. Как ни странно, именно отечественные собиратели – Морозов, Щукин – были одними из первых, кто по достоинству оценил это искусство, когда оно только-только вышло «из-под кисти» художников. Сейчас налицо новый виток интереса к нему. Это отмечают и западные продавцы. Главный мировой рекорд прошлого года – продажа на Сотбис картины Пабло Пикассо «Дора Маар с кошкой» за 95,3 млн. долл. – был поставлен русским коллекционером. И вот уже в июне Сотбис и Кристис планируют торги импрессионистами в Лондоне сразу же после торгов русским искусством – все для удобства покупателей. Возвращаясь к Российскому антикварному салону, нельзя не отметить и других участников, представивших западное искусство: Огюст Ренуар, Фернан Леже (редчайший портрет Маяковского и Лили Брик), Василий Кандинский и Амедео Модильяни были представлены на стенде галереи «Элизиум», специализирующейся уже более 10 лет на русском авангарде; уникальную коллекцию рисунков для тканей Рауля Дюфи показала лондонско-московская Ravenscourt Galleries; работы бельгийской художницы Зум Вальтер представила галерея «Ковчег».

Месяц спустя русское и западное, антикварное и современное искусство демонстрировали в Манеже участники Международного салона изящных искусств – уже ставшего традиционным и ожидаемым мероприятием, вписывающего российский рынок в мировой контекст. Кстати, ряд российских галерей уже предпочитают его Российскому салону в ЦДХ. Между ними в выставочном календаре оказалась «Арт-Москва» – масштабный смотр актуального искусства в залах все того же ЦДХ. Многочисленные концептуальные арт-объекты отечественных мастеров соседствовали с «заморскими», привезенными западными галереями. Пожалуй, именно благодаря последним «Арт-Москва» смотрится весело и живо.

Значительным событием уходящего сезона 2007 года стало открытие в Москве дочерней компании аукционного дома Сотбис, что говорит и о росте русского сегмента в доле прибыли аукционного дома, и о возросшей значимости русских коллекционеров как игроков на мировом рынке. Генеральным директором «Сотбис – Россия и СНГ» стал Михаил Каменский – искусствовед по образованию, имеющий большой опыт работы в аукционном, галерейном, выставочном, банковском, рекламном бизнесе. Пока что речь не идет о проведении аукционов Сотбис в России, как пояснила глава русского отдела Джоанна Викери, это всего лишь офис, который сделает более удобным и комфортным общение клиентов с аукционным домом. Открытие русского представительства ознаменовалось очередной предаукционной выставкой – московским коллекционерам, а также всем любопытствующим, показали ряд работ, которые в июне будут продаваться в Лондоне на торгах русским искусством, искусством импрессионистов и стремительно набирающего обороты (и миллионы) современного искусства. Среди привезенных картин – небольшой, но очень качественный И.Айвазовский, интересный натюрморт М.Ларионова, великолепная театральная работа Л.Бакста – эскиз костюма балерины Натальи Трухановой для восточной сказки «Пери», неосуществленной постановки дягилевской балетной труппы. Среди работ западных художников внимание привлекало прежде всего полотно «Кувшинки» Клода Моне – прекрасный образец одного из типичных мотивов его позднего творчества, а также «Автопортрет» Френсиса Бэкона, одного из лидеров майского аукциона современного искусства в Нью-Йорке. Как говорят в кулуарах, осенью последует открытие представительства дома Кристис, который, уж конечно, не может надолго отстать от своего вечного конкурента. Одновременно в Москве решил обосноваться и аукционный дом Бонэмс – еще один «старожил» мирового рынка, регулярно проводящий «русский торги», теперь имеет своего представителя в Москве.

 

Жизнь на арт-рынке бурлит, не давая остановиться и расслабиться ни его участникам, ни наблюдателям. Но тем эта жизнь и привлекательна. И если вы все еще не чувствуете себя частью этого водоворота – присоединяйтесь скорее, здесь очень интересно! А утонуть в нем мы вам не позволим.

All Antik - Антиквариат со всего мира © 2024