Инвестиции в современное искусство

Стремительное развитие и попу­ляризация арт-рынка как альтерна­тивного способа финансовых вло­жений объясняется пожалуй, главным образом тем, что такие вложения достаточно в малой степени зависят от всевозможных кризисов – экономических, политических и т.д. «Вечные ценности» в среднем стабильно дорожают на 10-15 процентов в год. Если же говорить, про инвестиции в современное искусство, то здесь доходность еще выше, но и риски, соответственно, тоже выше. Причем, ры­нок современного искусства переживает собственные, порой труд­но прогнозируемые периоды неста­бильности. Помимо чисто рыночных механизмов здесь присутствуют  влияние  моды, а также манипуляции отдельных участников рынка.

Арт-рынок

По оценкам экспертов, мировой арт-рынок сегодня оценивается в 30 млрд. долл. Эта цифра включает и рынок антиквариата (ценности, созданные более 50 лет назад), и рынок современного искусства, т.к. на Западе нет четкого разделения этих понятий. Среднегодовой индекс инвестиций в арт-рынок за последние 50 лет составляет порядка 13%. Безусловно, это усредненная величина. Из чего же она складывается?

Согласно данным компании Art Market Research, за последние 30 лет наиболее выгодными были инвестиции в западно-европейскую живопись и скульптуру (доход – 10-15% годовых в валюте), раритетные художественные и исторические фотографии (9,3%) старинная мебель (8,5%), китайский фарфор (6,7%) и скульптуры (3,2%). Также весьма высокие доходы могут принести вложения в старинные монеты.

Вложения же в современное искусство приносят еще более высокие доходы. Недавно были опубликованы индексы цен на предметы искусства и антиквариата (Zurich-Art Market Research Art and Antiques Index), базирующиеся на ценах ведущих мировых аукционов. Оказалось, что с 1995 г. цены на современное искусство выросли на 126%, причем только за прошлый год – на 26%.  Но для потенциальных инвесторов конечно же важнее определитьдоходность отдельных сегментов этого относительно нового рынка (живописи, скульптуры, фотографии, интерьер­ного дизайна и мебели, ювелирных изделий), а внутри каждого сегмен­та - того или иного автора. Подобные исследования проводят такие компании, как Art Market Research, Kusin & Company, Gabrius и др.

При этом надо учитывать, что приведенные индексы рынка не учитывают транзак­ционные издержки: комиссионные аукционных домов, комиссионные дилеров и т.д.
Доходность инвестиций в произведения искусства носят циклической характер. На смену длительным периодам высоких заработков приходят периоды упадка. Так, с 2000 по 2003 год об­щее количество ежегодно продавае­мых предметов искусства снизилось на 36%, однако цены на отдельные работы продолжали расти. В итоге общий доход от рынка сохранялся примерно на одном уровне. Однако прогнозировать такие подъемы и спады весьма затруднительно.

Во что инвестировать

Говорят, что предметы совре­менного искусства покупают люди, уверенные в будущем, а произведе­ния прошлых времен – люди, не отличающиеся оптимизмом. Однако работы старых масте­ров могут меняться в цене, но не в культурной ценности, а современные арт-­творения еще только завоевывают культурный статус и привлекают в большей степени любителей ин­вестиционного риска.

Для более осторожных инвесторов скорее всего подойдут смешанные инвестиции. Например, половину средств можно вложить в произведения известных мастеров, а половину – в современное искусство.В пользу инвестиций в современное искусство есть ряд аргументов. Во-первых, произведения художников при их жизни стоят дешевле, чем после их смерти. Это объясняется тем, что при жизни художник продолжает творить, а количество и качество созданных им творений непосредственно и определяют их стоимость. Во-вторых, современное искусство имеет наибольший потенциал роста стоимости. Правда, и риск купить «неликвид» также высок. Поэтому в основном спросом пользуются произведения в пределах 10000 долл. и покупаются они зачастую по принципу "нравится - не нравится". Но нижний ценовой порог тоже имеет место быть. Так, живописные работы, стоимостью до $2000 практически не имеют инвестиционной перспективы.Располагая относительно небольшим капиталом, можно рассматривать инвестиции в наиболее быстро развивающиеся направления. Сейчас это старая сюжетная фотография – например, фото Николая II и его семьи, боевых действий времен гражданской или Великой Отечественной войн. Также быстро растут в цене лаковые миниатюры до 1945 года или, например, корабельные часы с плавающим корпусом. На цену произведения влияет не его качество, а в большей степени имя и биография автора: важно, где проходили его выставки, в каких галереях хранятся работы и т.д.В живописи скорее всего, со временем будут расти цены на работы тех, кто до сих пор оставался  в  информационной тени. К таковым можно отнести авторов, продолжающих традиции русского авангарда и верных пластическому языку Малевича, Кондратьева, Стерлигова. Также, скорее всего, будет пользоваться спросом советский андеграунд, который  еще  не раскручен на Западе.

Отдельного упоминания заслуживают «официальные советские художники» (соц-арт). Одной из заметных тенденций современного художественного рынка является возрождение интереса к русской школе живописи ХХ века. Это и понятно, ведь, «советская школа» обещает блестящие перспективы как для профессионального, так и любительского коллекционирования. При этом нельзя не признать, что искусство этого периода весьма неоднозначно. В массовом сознании оно порой предстает как яркий пример социально ангажированного искусства, с хрестоматийными изображениями великих строек и мудрых вождей. Однако помимо «официального» в этот период существовало и романтическое направление живописи, зачастую называемое «советским импрессионизмом». Такое направление представлено в работах Аркадия Пластова, братьев Ткачевых, Ивана Сорокина, Сергея Герасимова, Евгения Рябинского и многих других. Их работы гораздо в большей степени, чем «официальное» искусство, передают неуловимую атмосферу эпохи 1950-70-х и чарующую красоту родной природы. Будучи последователями традиционной русской школы живописи, эти художники, конечно же, не могли втиснуть себя в узкие рамки «социального заказа». И в результате такие работы советского периода выгодно отличаются непосредственностью и искренностью, которого так не хватает «салонному искусству», широко представленному в «модных» галереях. Современные авторы – такие как Павел Рябинский, Борис Ведерников, Александр Косничев, Григорий Чайников – продолжают высокие традиции русского искусства, являясь достойными последователями и наследниками своих авторитетных учителей.

Хочется обратить Ваше внимание на работы продолжателей традиций русской живописной школы, корифеев российского соцреализма таких, как А. Дейнека, А. Пластов, Ю. Пименов, братья С.П. и А.П. Ткачевы, И. Сорокин, Е. Рябинский и др.

Наиболее перспективные художники с точки зрения инвестиций:

П. Рябинский

Б. Ведерников

Г. Чайников

Н. Третьяков

 Еще одним важным преимуществом произведений современного искусства является меньший риск их подделки. Как известно, до 1930-х гг. настоящих научных методов, позволяющих абсолютно достоверно определить подлинность, не существовало - полагались лишь на экспертное заключение, что не исключало возможности ошибки или мошенничества. Экспертные методы двигаются вперед, и последняя волна скандалов, связанных с открытием подделок, частично объясняется тем, что раньше некоторые подделки чисто технически не могли быть выявлены. 

Как инвестировать

Внутренний российский рынок современного искусства все еще находится в стадии становления. К тому же русские люди отличаются большим консерватизмом и недоверием к contemporary art. Но если Вы решитесь самостоятельно инвестировать в современное искусство, помните, что при этом остаются справедливыми рекомендации общего свойства.

§         Не вкладывать последние средства. Если  Вы лично не являетесь специалистом в данной области, то инвестиции в искусство лучше ограничить несколькими десятками процентов Вашего состояния.

§         Иметь достаточный запас ликвидности, чтобы переждать неблагоприятный период.

§         Рекомендуется покупать несколько предметов сразу: если из 10 вещей несколько упадут в цене, продажа остальных перекроет убытки.
Еще одна рекомендация: для того чтобы заработать на современном искусстве, нужно не только знать, когда купить и когда продать, но и где купить и где продать. Хотя в каждой стране национальное искусство лучше покупается, чем зарубежное, но в Лондоне, например, коллекционер российского искусства заплатит за картину больше, чем в Москве. Остается только найти такого заинтересованного покупателя.
Обязательно надо просматривать художественные каталоги и знакомиться с комментариями экспертов. А вспомнив принцип «покупать то, что нравится» полезно более или менее регулярно посещать художественные галереи и выставки – например, Арт-Манеж и Арт-Москва.

Нужно быть готовым к колебаниям цены и следить за рынком. С этой точки зрения большие возможности предоставляет Интернет. Можно отслеживать итоги торгов, оценить наиболее динамично развивающие направления и текущий уровень цен. Например, могу смело рекомендовать:www.19vek.com, www.bersoantik.ru, www.tri-veka.ru, www.antik.su.

Чтобы покупка не обернулась экономическим разочарованием, не следует целиком полагаться на свой вкус. Нужно обращаться к специалистам-искусствоведам и в галереи с хорошей репутацией. Среди наиболее известных галерей, специализирующихся на современном искусстве, - XL, "Реджина", Fine Art, "Айдан-Галерея", "Крокин" и некоторые другие. Лучшие галереи, торгующие произведениями современного искусства, предоставляют институт цены и гарантии ликвидности – готовность галереи выкупить у вас работу обратно с возвращением вложенных средств.

Кон­салтинговые услуги в области инвестиций в искусство (обычно в рамках программ private banking) оказывают ведущие банки мира, в том числе у Citibank, Deutsche Bank, UBS, Merrill Lynch, JP Morgan. На российском рынке, помимо "дочек" западных банков, подобные услуги предоставляют Газпромбанк, ВТБ 24, Банк Москвы и некоторые другие. Некоторые из них рассматривают подобные услуги как вспомогательные, другие – как самостоятельное направление бизнеса с выделенным штатом арт-консультантов.

 В последнее время появилась возможность опосредованных инвестиций в действительно дорогие предметы искусства – через участие в инвестиционных арт-фондах. Принцип их работы схож с инвестиционными фондами недвижимости, например. Первым таким фондом стал Британский железнодорожный пенсионный фонд, осуществивший инвестиции в импрессионистов. Но последующая деятельность этого и других фондов несколько остудили пыл инвесторов. Сейчас наблюдается возрождение фондов, инвестирующих в искусство (преимущественно в живопись). Наиболее известными из них являются Fine Art Fund (Великобритания) и Fernwood Art Investments (США). Некоторые фонды будут проводить консервативную политику, другие – наоборот, более рискованную. Можно предположить, что в будущем некоторые арт-фонды предпочтут инвестировать в малоизвестные на международном рынке направления искусства, прежде всего в школы отдельных стран и регионов. Например, сейчас готовится запуск фонда, специализацией которого будет русское искусство XX века.
В заключении позвольте пожелать вам удачи на этом поприще, а мы продолжим консультировать вас по вопросам, связанным с инвестициями в искусство.

Справочно

Список самых дорогих художников, согласно аукционным продажам русских торгов Sotheby’s и Christie’s:

Илья Машков ($3,6 млн.)

Борис Кустодиев ($2,9 млн.),

Константин Сомов ($2,2 млн.),

Исаак Левитан ($2,1 млн.),

Владимир Маковский, Константин Коровин, Роберт Фальк, Иван Айвазовский, Борис Григорьев, Петр Кончаловский и др.

Художники начала века из объединений «Бубновый валет» и «Голубая роза». На работы последних цены сегодня растут стремительно, но некоторые эксперты полагают, что делается это преднамеренно и работы этих художников уже значительно переоценены.

Художники, наиболее перспективные с точки зрения инвестиций.

Тимур Новиков

Валерий Кошляков

Игорь Макаревич

Константин Звездочетов

Фотографы

Павел  Киселев

Валерий и Наталья Черкашины

Святослав Пономарев

 

All Antik - Антиквариат со всего мира © 2017